«Муж имеет право бить свою жену, и та не должна заявлять об этом в полицию. Муж имеет право иметь нескольких жен. Муж имеет право требовать секса от жены в любое время, и та не может отказывать супругу в его справедливом желании». Эти «три права» главы семейства, озвученные в программе общественного шведского телевидения SVT «Расследование» взорвали Швецию, приведя к дебатам в СМИ и в кабинете министров.
Две журналистки программы «Расследование», изображавшие молодую мусульманку и ее подругу, побывали в десяти ведущих мечетях страны. Женщины просили совета у имамов по поводу жизненной ситуации «героини». Ее супруг был многоженцем, избивал благоверную и требовал от нее выполнения супружеских обязанностей, которые у той вызывали протест. Запись бесед велась на скрытую камеру. В шести из десяти мечетей имамы советовали несчастной подчиниться мужу, терпеливо принимать побои и не жаловаться на свои семейные проблемы властям. Духовные лидеры также подтверждали право мужа на секс в любой ситуации и на многоженство.
Через какое-то время репортеры программы «Расследование» посетили названные мечети открыто и задали те же вопросы под камеру. Ответы были вполне цивилизованными, в духе шведских законов и общественных норм.
Ловушка сработала. Нация получила подтверждение тезиса, который ей давно внушали правые радикалы: «Мусульманская община живет по своим правилам, обманывая государство».
Возможно, эффект от программы был бы не так силен, если бы в эти дни Скандинавия не жила двумя громкими процессами. В Норвегии проходит суд над массовым убийцей 33-летним Андерсом Берингом Брейвиком, совершившим двойной теракт во имя защиты общества от «мультикультурализма» (так он именует исламизацию), а в Швеции – над его духовным единомышленником, 40-летним Петером Мангсом, которого прозвали «ужасом Мальме». Мангс на протяжении нескольких лет терроризировал этот город, расстреливая из винтовки с оптическим прицелом людей «восточной наружности». Ему инкриминируют три убийства и двенадцать покушений на убийство. Брейвик, кстати, уже зачислил Мангса в ряды своих соратников, направив ему из тюрьмы письмо с предложением дружбы и моральной поддержки.
Представители властей и СМИ после программы «Расследование» оказались перед сложной дилеммой: принять факт существования в стране общества, живущего по законам шариата, они не могли, но в то же время опасались невольно встать на сторону «борцов против исламизации» Брейвика и Мангса. Это обстоятельство учли лидеры мусульманской общины Швеции, перешедшие по следам скандальной телепередачи в наступление на журналистов. «Лучшего подарка правым экстремистам трудно было бы представить. И все это произошло во времена, когда антимусульманские силы в стране необычайно сильны», – с таким типичным заявлением выступил Омар Мустафа, председатель исламского союза Швеции.
Между тем либеральные представители ислама осудили высказывания имамов, объяснив их позицию невежеством. Большинство имамов, служащих в мечетях стран Северной Европы, «импортируются» из Саудовской Аравии, славящейся своим религиозным консерватизмом. По их мнению, правительство должно выделить средства на подготовку исламских духовных лидеров в Швеции. Судя по первым высказываниям представителей правительства, власти страны склоняются к этому решению. «Я приветствую идею о начале обучения имамов в Швеции. Тогда эти люди будут хорошо знакомы с основополагающими шведскими ценностями», – заявил министр интеграции Эрик Улленхаг. По его словам, поручение о начале соответствующего расследования уже дано.
Министр жилищного хозяйства Стефан Аттевалл, отвечающий за распределение дотаций религиозным организациям, сообщил, в свою очередь, что его ведомство в ближайшие дни начнет проверку мусульманских общин, в мечетях которых имамы допускаются противозаконные высказывания. Если там не будет проведена «демократизация», денежная помощь прекратится.
Критики «экономического кнута», однако, замечают, что он вряд ли будет эффективным инструментом влияния на жизнь мусульманских общин. Та же Саудовская Аравия тратит десятки миллионов долларов на строительство мечетей в Европе, в том числе в Швеции, а также на подготовку имамов для зарубежной службы. Этой стране ничего не стоит взять на содержание общины, которые будут лишены шведской государственной поддержки.