27 октября 1981 года вблизи шведской военно–морской базы Карлскруна села на мель (на фото) шедшая в надводном положении советская дизельная подводная лодка C–363 (проект 613) под командованием Петра ГУЩИНА, сразу же прозванная "Шведским комсомольцем".Если шведы были поражены, как смогла пройти незамеченной и ни разу не сбиться с секретного фарватера (ширина–то всего 12 м!) чужая субмарина, то для советских моряков сюрпризом стала вставшая на их пути преградой суша. Повредив во время подводного плавания антенну радиопеленгатора о трал рыболовного судна и не заметив его поломки, офицеры лодки с каждым днем все более неточно рассчитывали курс корабля, а их квалификация во главе с командиром была такова, что, считая себя находящимися в открытом море, на самом деле по собственным же расчетам они должны были оказаться где–то у побережья Польши глубоко под землей. Ошибка составляла более 50 морских миль, потому всплыв вечером в сгущающемся тумане и проигнорировав огни шведского маяка и сигналы береговой РЛС, C–363 продолжала идти собственным курсом, пока чрез полтора часа не уткнулась в шведский берег. В 10 утра у самой базы ее обнаружил местный рыбак, и лишь потом всполошились военные.
Скандал получился нешуточный: шведы обвиняли подводников в шпионаже, замполит лодки, взявший командование в свои руки, готовил всех к отражению атаки шведского спецназа, советского посла вызвали в МИД Швеции из зала оперы, Балтийский флот отправил свои корабли к шведским берегам, а американцы подлили масла в огонь, заявив, что C–363 имеет на борту две штатные торпеды с ядерными зарядами. Инцидент разрешился 6 ноября, когда шведы сняли лодку со скалы и та на следующий день своим ходом добралась до Лиепаи, где всех ждал разбор полетов
И здесь, и там кого надо поснимали, шведы в едином национальном порыве выбили средства на укрепление своей противолодочной обороны, а командование советского флота запретило командирам лодок приближаться к чужим берегам ближе 50 км. Этот случай так и остался единственным достоверным фактом нарушения суверенных вод Шведского королевства советскими/российскими кораблями. Шведы потом выкупили списанную лодку и превратили ее в главный аттракцион парка развлечений, а бывший замполит даже побывал на ней в качестве почетного гостя.
Когда советская подводная лодка С-363, более известная под ироническим прозвищем "Шведский комсомолец", с ядерными боеголовками на борту села на мель у берегов Швеции, над Балтийским морем нависла угроза войны. Тема "шведских каникул" подлодки до сих пор остается актуальной, поскольку окутана духом секретности. Почему? На этот и другие вопросы "ДД" ответил контр-адмирал ВМС Швеции в отставке Эмиль Свенссон – человек, который лично допрашивал командира подлодки Петра Гущина и замполита Василия Беседина и имел возможность ознакомиться с вахтенным журналом, а затем участвовал в переговорах двух стран на самом высоком уровне.
К счастью, тогда Стокгольм и Москва пришли к соглашению, в соответствии с которым шведы допросили офицеров подводной лодки, но саму ее досматривать не стали. Дипломатические отношения нейтральной Швеции и СССР после этого инцидента, длившегося девять дней, впали в глубокий анабиоз, а на идее создания на Балтике безъядерной зоны был поставлен жирный крест. Россия до сих пор утверждает, что лодка, постоянно базировавшаяся в Палдиски, села на мель в результате навигационной ошибки, Швеция категорически опровергает эти доводы.
Горячий период холодной войны
Какова сегодня официальная версия шведских властей по поводу инцидента с С-363? Что нового они могут сказать по поводу "русского десанта" кроме того, что сообщалось в советской прессе? Что дали допросы офицеров? И, наконец, где закончила свои дни лодка-неудачница: в Лиепае, в парке развлечений в Швеции или в одном из шведских музеев? У Эмиля Свенссона есть ответы почти на все эти вопросы.
– Почему шведы в течение тридцати лет занимаются расследованием этого инцидента?
– Для начала позвольте коротко напомнить основные вехи той исторической эпохи. В 1981 году генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, прославившийся на Западе "Брежневской доктриной", одним из результатов которой, в частности, было вторжение весной 1968 года советских войск в Чехословакию, еще руководит Советским Союзом. За два года до событий в Швеции, в 1979-м, СССР вторгается в Афганистан. Через год, в 1980-м, в Польше Лех Валенса возглавляет движение "Солидарность", по стране прокатывается волна забастовок. Польское правительство подавляет сопротивление и в декабре 1981 года арестовывает Валенсу и тысячи его сторонников.
В декабре 1980 года президентом США избирают Рональда Рейгана, который в 1983-м провозглашает СССР "империей зла" и приступает к реализации проекта стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной как "звездные войны".
К этому стоит добавить, что в конце 1970-х годов СССР размещает в Европе ракеты SS20 ("Сатана"), на что НАТО отвечает в 1983 году размещением ракет Pershing в Европе. Многие высокопоставленные советские политики открыто заявляют, что, по их мнению, НАТО готовит внезапный удар и СССР вынужден противодействовать этим планам – взять на себя инициативу и, возможно, начать войну. Экс-президент Михаил Горбачев, оценивая то время, сказал, что первая половина 1980-х годов была "самым опасным периодом холодной войны".
В этой сложной политической ситуации С-363 садится на мель в шведской секретной зоне. Вскоре после этого корабли Балтийского флота концентрируются в непосредственной близости от шведских территориальных вод. Это было экстраординарное событие! Пропагандистская машина Советского Союза в то время не могла допустить, чтобы конфуз с С-363 стал достоянием советской общественности, и сделала все возможное для засекречивания случившегося. Российские официальные власти и сегодня по-прежнему чувствительно воспринимают обращение к тем событиям.
Хочу подчеркнуть, что скрытность рождает подозрения, а люди не хотят жить в мире взаимного недоверия. Они имеют право знать, что произошло тогда и как государства в целом и отдельные должностные лица интерпретировали ситуацию с подводной лодкой. Почему командование ВМФ СССР (если точнее – разведка) отправило С-363 в шведские территориальные воды, а когда случился казус, воздвигло стену секретности, не осознавая, что только путем диалога можно достичь взаимопонимания и, как следствие, избежать в дальнейшем подобных конфликтов.
– Мы вплотную подошли к интерпретации событий. Официальная версия российской стороны, выдвинутая в 1981 году и поддерживаемая в настоящее время Россией, хорошо известна: сломанная о рыболовецкий траулер антенна привела к навигационной ошибке. Каковы же официальные выводы вашей комиссии?
– Официальная версия независимой комиссии такова: подводная лодка С-363 получила приказ зайти в архипелаг Карлскруна. В южной части Балтийского моря в то время существовало множество способов определить собственное местонахождение, так что ошибиться было практически невозможно. В районе архипелага так много огней, что даже по ним можно было определить, что лодка находится в непосредственной близости от населенных пунктов.
Фальсификация записей в вахтенном журнале
– То есть вы утверждаете, что ошибка исключена?
– Абсолютно! В одной из шведских комиссий, расследующих инцидент, тоже был специалист, женщина, которая сначала очень скептически отнеслась к официальной точке зрения властей Швеции. Тогда ей предоставили возможность пройти на катере по маршруту С-363 при тех же погодных условиях и видимости. Только после этого она поняла, что вторжение С-363 было явно преднамеренным.
Действительно, командир подлодки заявил, что они сели на мель в результате навигационной ошибки, вызванной неисправностью гирокомпаса. Но, судя по району патрулирования, назначенному лодке, – к востоку от датского острова Борнхольм – навигационная ошибка была равна половине расстояния между Польшей и Швецией! Стоит добавить к этому, что С-363 уже была в районе патрулирования в сентябре и команда очень хорошо знала эти места.
Однако самое важное доказательство, опровергающее версию советской стороны, мы получили из вахтенного журнала. Согласно записям, неисправность гирокомпаса была выявлена примерно за час до того, как лодка села на мель, а до этого момента разница в показаниях гиро- и магнитного компасов была нормальной. Иными словами, если гирокомпас стал работать с ошибкой за час до происшествия, подводная лодка в течение часа должна была преодолеть расстояние от Борнхольма до базы Карлскруна, что физически невозможно! Кроме того, было совершенно очевидно, что последние записи в вахтенном журнале были сфальсифицированы.
Тем не менее советская экспертная комиссии дала следующее объяснение: навигационная ошибка была связана со столкновением подводной лодки С-363 с рыболовным траулером за несколько недель до известного события. Следствием столкновения стало полное разрушение системы определения места по радиомаякам. Из-за этого использование радионавигационной системы Декка стало опасным.
Должен сказать, что я был здорово удивлен этим объяснением. У нас имеется множество фотографий подводной лодки (они выложены в Интернет – прим. С.Л.) после посадки на грунт, и на них ясно видно, что антенна находится в идеальном состоянии. Подтверждением тому служит следующий факт: уже сидя на мели, подлодка использовала систему определения места по радиомаякам и передавала на базу свои координаты. Мы также были допущены на борт и протестировали оборудование подводной лодки, и могу заверить – все навигационные приборы на С-363 были в полном порядке. И, наконец, на борту субмарины во время ее вояжа в шведские территориальные воды находился начальник штаба бригады подводных лодок, штурман по образованию, а группа радиоразведки ОСНАЗ была оснащена системами определения места. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Хочу особо подчеркнуть, что в 1992 году советская правительственная делегация согласилась с очевидностью наших доводов по поводу исправности гирокомпаса и признала, что командир лодки солгал.
Офицеров сделали козлами отпущения
– Что выяснилось в ходе допросов командира подводной лодки Петра Гущина и замполита Василия Беседина?
– Моя задача заключалась в анализе навигации. Мы допросили командира и замполита на борту шведского военного корабля и выяснили, что у них имеются явные проблемы с воспроизведением событий. В частности, они пытались убедить нас в том, что были уверены: подводная лодка села на мель в районе датского острова Кристиансо. Офицерам не удалось договориться о показаниях между собой, поскольку каждый из них допрашивался по отдельности, но я отдаю им должное: они очень старались это сделать. К сожалению, капитана и замполита сделали в этой неприятной истории козлами отпущения за ошибки их командования.
– Когда Советский Союз признал, что на борту находилось ядерное оружие?
– Думаю, это случилось в 1990-х годах, хотя наша исследовательская группа сразу обнаружила излучение ядерных боеголовок, и шведская общественность, узнав об этом, испытала шок. Но СССР в течение многих лет отрицал этот факт.
– Где сейчас находится подводная лодка С-363?
– По имеющейся у меня информации, корпус субмарины якобы затонул во время буксировки на утилизацию к юго-востоку от шведского острова Готланд. Недавно мы обнаружили в том районе обломки подводной лодки. Существует несколько бывших советских подводных лодок, преднамеренно или случайно затопленных в водах Балтики. Чтобы быть абсолютно уверенными в идентичности, мы должны найти какие-либо документы о тех событиях или свидетелей, которые были на борту судна, осуществляющего буксировку, и присутствовали при затоплении.
От автора: По сей день точно неизвестно, где упокоился "Шведский комсомолец". По одной из версий, лодка, спустя годы, уже в 1990-х вернулась в Швецию в другом качестве: стала музеем. На рубке лодки-музея был якобы начертан бортовой номер С-363, однако есть предположение, что этот номер – фикция, и, скорее всего, это была другая аналогичная лодка из состава Балтийского флота. Вторая версия перекликается с первой, хотя и отличается от нее: лодку в 1991 году купили владельцы шведского парка развлечений Skara Sommarland, выкрасили ее в красный цвет и превратили в один из аттракционов. Но в 1994 году парк обанкротился, а лодку продали на металлолом для покрытия долгов. По третьей версии 1 октября 1988 года субмарина была разделана на металлолом в Лиепае.
Справка "ДД":
Эмиль Свенссон родился в 1940 году в Гётеборге в семье капитана торгового флота, который во время Второй мировой войны дважды тонул на подбитых судах и пережил германский плен.
- 1962 год: Эмилю Свенссону присвоено первое офицерское звание – младший лейтенант. Служил на эсминцах и фрегатах ВМС Швеции.
- 1981 год: руководитель аналитической группы по оценке предполагаемой навигационной ошибки С-363.
- 1982-1985 годы: командующий эскадрой ракетных кораблей и тральщиков, в обязанности которых входили мероприятия, направленные на противодействие подводным лодкам.
- 1991-1994 годы: советник премьер-министра Швеции в вопросах политики безопасности и глава шведской делегации в российско-шведских переговорах по вопросам незаконного вторжения российских подводных лодок в территориальные воды Швеции.
- 2000 год: вышел на пенсию. Как исследователь участвует в проекте "Швеция и холодная война".
(источник dzd.ee и flb.ru)