Стокгольмский институт исследования политики безопасности и международного развития опубликовал обзорный отчет о русской мафии в Европе. Точнее - русскоязычной мафии, которая, согласно отчету, насчитывает до 300 000 членов. Дело о масштабах распространения таких мафиозных преступных группировок в странах Европейского Союза.
Один из авторов отчета, бывший сотрудник шведской полиции безопасности СЭПО, бывший начальник отдела шведскогоуголовного розыска, отдела по борьбе с наркобизнесом Вальтер Кегё. Второй - Александр Молчан, в настоящее время сотрудник института исследований проблем политики безопасности.
В шведской части отчета говорится, что русскоязычная организованная преступность постепенно открывает для себя Швецию и сюда уже перебрались на постоянное жительство два "вора в законе". Больших открытий для себя в ходе работы над отчетом Вальтер Кегё, однако, не сделал: "Несколько удивило такое большое число преступников из бывшего Союза, которые переехали жить в Европу и другие части света", - говорит Вальтер Кегё. - "Специфическим в этом плане для Швеции является то, что они приезжают сюда и используют нашу систему социальных пособий... Потом, они занимаются квартирными кражами, грабят ювелирные и другие магазины, словом тем, что в Швеции называется повседневной преступностью".
Меня, естественно, заинтересовало, как преступники используют шведскую систему пособий: "По-разному... Отчасти, используют, насколько могут, возможности, предоставляемые социальными службами, потом используется шведское законодательство в отношении банкротств, например: если предприятие обанкротилось, то государство возмещает какую-то часть материальных потерь сотрудникам этого предприятия, и есть несколько примеров того, как пытались с помощью обмана эти пособия пытались прибрать".
Еще одна большая часть работы русскоязычных преступников в Швеции - отмывание денег. "В Швеции отсутствует законодательство, препятствующее отмыванию денег", - утверждает наш собеседник. - "Когда человек приходит в банк и хочет поместить на свой счет какую-то сумму, его, конечно, в рамках той же борьбы с отмыванием спрашивают: откуда деньги? Но нужно только уметь корректно ответить на вопрос".
В Швеции человека за отмывание денег осудить нельзя, можно осудить за преступление, с которым оно связано, например, укрывание краденого или наркопреступления... Отмытые деньги чаще всего инвестируются в предприятия в Швеции, преступники превращаются в бизнесменов...
В последнее время в Швеции на постоянное жительство приехали два вора в законе из бывшего СССР: опасность здесь Вальтер Кегё видит в том, что приезжают главари мафии, может быть, для разборок между собой, с одной стороны, с другой, они приезжают не одни, а со своими людьми, и это всегда проблема. Кегё считает, что полиция должна информировать шведов о потенциальной опасности, связанной с русскоязычными преступниками: они есть, есть опасность, и надо смотреть в оба. И как только что-то заметил, или стал жертвой преступления или тебе угрожали, надо сразу идти в полицию.