"После всех газетных статей, радио- и телепередач о том, как мы плохо себя ведем, вся неделя пошла кувырком. Заботиться о посадках, заботиться о персонале, заботиться о продаже, вести бухгалтерские книги, всего сразу не сделать. Статьи и репортажи, в которых излагается полуправда, возбуждают злость. Больно и грустно за свой персонал, на которого это обрушилось. Даже если работаешь на все 150%, все равно не хватает, и все превращается в сплошную суматоху. И мы хотим сказать большое спасибо всем нашим клиентам, всем сотрудникам, родственникам и друзьям за их большую поддержку. И вы, все, кто очерняет Anrol: мы хотим, чтобы вы все равно проявили понимание, даже если вы воспринимаете ситуацию неправильно".Так открывается веб-страница шведского акционерного общества Anrol АВ... "АВ" по-шведски, что АО по-русски...
Две ключевые фигуры - братья Андре Ульссон и Роберт Ульссон, Anrol, надо полагать, аббревиатура их имен и фамилии.
Располагается это сельхозпредприятие в Дегеберге, это населенный пункт коммуны Кристианстад в провинции Сконе, на юго-восточном побережье Швеции. Овощи выращивает, салат, капусту, огурцы...
Овощи, которые сейчас не покупают две крупнейшие в стране сети розничной торговли продуктами питания - ICA и Axfood.
Не просто не покупают, а бойкотируют из-за трудового конфликта Anrol с сезонными рабочими из Украины.
Что есть правда в этом конфликте, спросил я Андре Ульссона:
"У нас есть кадровая фирма из Украины, которая подбирает персонал. Мы сами персонал не нанимали. Этот вопрос ты должен задать этой фирме", - посоветовал мне Андре Ульссон.
С фирмой я на момент этого разговора уже беседовал. В Украине она зарегистрирована как фирма оптовый торговец продовольственными товарами "Житомирский аграрник". К разговору с фирмой мы скоро обратимся.
В прошлом году тоже был конфликт у Anrol. Аналогичный. Из-за зарплат, продолжительности рабочего дня, сверхурочных. В прошлом году сборщики овощей заработали где-то по 12 крон в час. Тогда вмешались шведский профсоюз "Коммунал", сверхурочные были выплачены ретроактивно.
В этом году Anrol нанял на сезонные работы 46 человек из украинского города Житомира. Нанял при помощи украинского кадрового предприятия, состоящего из одного человека - Дмитрия Кузнецова.
И снова возник спор. И несанкционированная забастовка, в которой приняли участие 18 человек, в общей сложности. Причины называются те же: рабочий день от 10 до 12 часов, шестидневная рабочая неделя, зарплата в 5 000 крон и никаких сверхурочных...
Снова вмешались профсоюзы, был заключен коллективный трудовой договор между профсоюзами и кадровой фирмой "Д. Кузнецов", по которому работникам гарантировалась зарплата в 16679 крон в месяц и право на компенсацию за сверхурочные часы. Проведены переговоры и о денежной компенсации за работу в июне-июле. Деньги выплатят в эту пятницу.
Само акционерное общество Anrol стоит в стороне, убеждает меня Андре Ульссон:
"Кадровая фирма прибыла в Швецию, у них есть персонал, который работает у нас, но они не наши сотрудники, всем занимается кадровая фирма. На 100%. Мы выдаем фирме заказы на работу, все остальное за ними".
За Дмитрием Кузнецовым, другими словами.
Который подписал коллективный договор со шведскими профсоюзами 1 августа. Андре Ульссон утверждает, впрочем, что все условия договора соблюдались и до его подписания.
Как же объяснить все эти напасти на шведское акционерное общество Anrol?
"Я тоже не знаю, возможно, кому-то Anrol, как бельмо на глазу, и кто-то считает, что Anrol на рынке не место", - это единственно, что мне может придти в голову Андре Ульссону на данный момент.
Давайте, впрочем, послушаем Яна Павловского, одного из участников шведско-украинского трудового спора. Начнем с того, как набирали на работу...
8250 шведских крон в месяц за жилье и питание, 900 евро, деньги и по шведским меркам не малые... Андре Ульссон считает, однако, что это того стоит:
"дело не в питании, у нас там отель, персонал которого готовит еду, убирается, стирает белье, обслуживает весь отель, народ там только живет, в принципе, такое стоит много больше, чем жить на турбазе"...
Ульссон умолчал о том, что персонал этого отеля - две украинские женщины, приехавшие вместе с остальной группой из Житомира, то есть они персонал не его, а того же Дмитрия Кузнецова...
Но возмущаться украинцы начали не из-за быта (продолжение интервью с Я. Павловским)...
Слово "Житомирскому аграрнику", кадровой фирме, Дмитрию Кузнецову, который в Швеции уже второй сезон, виза у него рабочая...
рассказал нам директор "Житомирского аграрника", кадровой фирмы для шведского акционерного общества " Anrol АВ" Дмитрий Кузнецов.
И, наконец:
"Я не знаю, почему они вступают с нами в конфликт, мы очень, очень открыты, мы с самого начала показываем, как все это выглядит, кадровая фирма подписала каждый контракт, каждый договор, есть документация на каждого сотрудника, документация на 30 страницах, где оговорены все условия, когда кушать, что кушать, часы работы, зарплаты, всё, я не понимаю, почему возникает конфликт", - акционер Anrol, директор производства Андре Ульссон не понимает... (Материал Юрия Гурмана "Радио Швеция", русская редакция.)